Каисы верные друзья

Начало поэмы Эйхенбаума «Гакраб»

02

Еще раньше — в 1907 году в Лодзи был издан «Первый альманах Лодзинского общества любителей шахматной игры», в котором были опубликованы партии матча Чигорин — Сальве, четверного матч-турнира, ряда местных соревнований, а также очерк развития шахматной жизни в Лодзи и другие материалы. Альманах был издан на идиш.

В Лодзи издавался также двухнедельный шахматный журнал (издатели Г.Сальве и М.Крышек). Помещались статьи о евреях-шахматистах — Ласкере, Рубинштейне и других, партии, задачи, этюды.

В XX веке шахматная тема получила большое распространение в произведениях многих поэтов и писателей, в том числе еврейских: С. Цвейг, «Шахматная новелла»(1942);"Затишье«( 1954); Л. Фейхтвангер — «Испанская баллада» (1954); поэма А.Безыменского «Шахматы» (1927) ; роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928),главный герой которого, стал нарицательным персонажем, а его «знаменитый» сеанс одновременной игры вообще вошел в историю...

Шахматам посвятила свои стихи Вера Инбер "Так выглядит...",(1925).Эта тема доминировала в произведениях поэта-шахматиста Евгения Ильина (см. очерк о нем); о шахматах рассказывает в повести «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль (1935). Многочисленны публицистические изыскания И.Линдера, И.Майзелиса, М.Когана, Е. Гижицкого, посвященные шахматам в их историческом развитии, а также автора этой книги.

В жизни знаменитых евреев — писателей, поэтов, художников, артистов, ученых, общественных деятелей, врачей, представителей многих других профессий шахматы всегда играли особую роль.

Расскажем о некоторых из них, о тех, для кого шахматы были отдохновением от трудов, просто развлечением, а иногда и помощником в основной профессии.

Покойный ныне Айзек Азимов — американский еврей, всемирно известный ученый и писатель-фантаст, в одном из интервью итальянской газете «Массаджеро» сообщил, что любит играть в шахматы, но выступает исключительно в любительских турнирах.

— Во-первых, потому, что у меня мало времени, — признался он, — а во-вторых, потому, что я разделяю точку зрения Юлия Цезаря, считавшего, что длительные размышления вредят предприимчивости, ибо в процессе раздумья смелый порыв уступает место сомнениям...

Любил шахматы и великий американский актер Чарли Чаплин большой друг гроссмейстера Решевского. Однажды Чаплин попал в число участников сеанса, который давал маленький Сэмми. И проиграл! Но с тех пор стал ярым приверженцем американского шахматиста. До последних дней своей жизни актер и режиссер Ч.Чаплин присылал Решевскому свои сценарии кинофильмов, они обменивались сувенирами и дружескими посланиями.

Дружил с замечательной игрой выдающийся скульптор Марк Антокольский. Играл в шахматы знаменитый венгерский еврей, востоковед и путешественник Арминий Вамбери. Великий философ древности, подрабатывающий на жизнь шлифованием стекол, Борух Спиноза часто садился за шахматную доску. Как и выдающийся немецкий мыслитель, просветитель и гуманист Готгольд Эфраим Лессинг (1729-1781), который часто обращался к теме шахмат в своих произведениях. Именно Лессингу принадлежит известный крылатый афоризм: «Шахматы слишком игра для науки и слишком наука для игры».

В практической игре Лессинг достиг большой силы. Известно полотно Оппенгейма, запечатлевшее членов «Берлинского триумвирата» (Лессинга, Мендельсона и Лафайера) рядом с шахматным столиком...

Лессинг обращался к шахматной теме и в начале своего творческого пути, в цикле «Басен в прозе», а затем эта тема проходит через все творчество «отца немецкой литературы» (по выражению Н.Чернышевского).

В басне «Шахматный конь» Лессинг проводит взгляд, что «подлинное достоинство человека заключается в нем самом, а не в знатности и богатстве». Любопытно то обстоятельство, что Лессинг очень серьезно изучал шахматы, познакомился с трактатом Р.Лопеса — «отца испанской партии». В последние годы жизни Лессинг руководил всемирно известной библиотекой в Вольфенбюттеле, шахматный раздел которой по полноте и богатству не имел равных в Германии.

В 1772 году известный английский востоковед и поэт Уильям Джонс опубликовал в Оксфорде поэму «Каисса». С тех пор Каисса стала покровительницей шахмат (так называемая искусственная мифология). Джонс писал, что это имя ему было навеяно словом «чесс» (англ) «шахматы»., которое в некоторых диалектах английского языка произносилось как «кесс», «кесса».

В 1855 году журнал «Чесс эвд плейере» впервые письменно провозгласил Каиссу богиней - покровительницей шахмат.